April 30, 2019

Дружеская поездка в удивительную страну тюльпанов, каналов, ветряных мельниц, велосипедов, настоящего сыра и великих художников.
Но обо всем по порядку!

Даты поездки: 19 – 27 апреля 2018г.

День первый.
Утренний перелет из Санкт-Петербурга в Амстердам.

Всего три часа полета на борту компании KLM и вот уже под ногами Голландия. Чудесный погожий денек.

Пройдя паспортный контроль и ответив на все вопросы, куда и зачем, (а их было достаточно) Нидерланды открыли свои двери.  Получив чемоданы мы отправились на станцию покупать билеты на поезд в сторону Гааги. Стоит отметить, что автомат по продаже билетов принимает только банковские карты. Купить билет мало, надо не забыть “пикнуться” на перроне, после чего можно садиться в поезд. Дешевле всего иметь карточку OV-pass (7,5 евро), которая позволит немного экономить на каждой поездке. Хотя проезд все равно безусловно дорогой в этой стране и депозит на проездной карте для поездки на железнодорожном транспорте должен быть минимум 20 евро. (Для трамвая и метро депозита не надо).

К примеру проездка Аэропорт – Гаага 9,30 евро без такой карты, и 8,30 с картой.

Уже скоро мы разместились в гостях и после приветственного завтрака с вкусным сыром, арахисовым маслом, и сырно-творожными явствами, плавно переходящего в обед, отправились гулять по городу. Конечно перелет, бессонная ночь давали о себе знать, но никто не хотел тратить это чудесное утро на отдых.

Сначала мы радовались цветам, деревьям и просто милым домикам на улицах Гааги.

А потом мы свернули в парк Нaagse bos.  Это настоящий живой лес, где можно бегать по утрам, кататься на велосипедах, рисовать и дышать вкусным воздухом.

Здесь находится резиденция Королевы Беатрис. Удивительно, что в этой небольшой стране можно совершенно случайно встретить на улице, известного политика, короля или королеву. Их дети учатся в обычной школе, ездят на обычном транспорте, пьют кофе в тех же кофейнях, что и любой гражданин этой замечательной страны.

Королеву мы не встретили, наверное потому что ее резиденция сейчас на ремонте. Поэтому мы продолжили прогулку в тени деревьев, увлеченные фотографированием причудливых узоров.

А после отправились в парк Сlingendael.

Чудесное место для прогулок, пикника и свадебных фотосессий. (Несколько пар в свадебных нарядах были замечены)

Нам встретилась семья овечек, уже несколько уставшая от внимания посетителей парка. Но что удивительно, их зачем-то кормят клубникой. Вот уж не подумала бы никогда, овечек закидывать клубникой.

А еще меня удивили гнезда птиц в воде, регулярно встречающиеся по пути.

Красивое место чтобы убежать от городской суеты.
Жаль только, что в японский садик мы не попали т.к. он был закрыт. Но всегда должен остаться небольшой повод вернуться!

Вообще весеннее пробуждение природы особенно красиво: цветы, зелень, все наполняется запахами. Жаль картинки пока не умеют это передавать.

А гусь прямо настоящий, как из сказки о путешествия Нильса с дикими гусями.

А еще нас ждала невероятная удача. Цветущая магнолия!

Всего три дня длится это цветение и нам посчастливилось его увидеть!

А после непременно нужно было отправиться на море!

Раньше деревушка Scheveningen была самостоятельной единицей государства, но позже вошла в состав Гааги. Мы доехали на трамвае до местечка Kurhaus, где когда-то была лечебница для легочных больных, а теперь пятизвездочный отель с шикарным видом на морское побережье.
Для начала мы непременно хотели устроить перекус. Большой бутерброд с нежной селедкой оказался как нельзя кстати!
А потом была прогулка по пирсу. Казалось, что все жители Гааги в этот день отправились именно сюда.

Некоторые даже, решившись окунуться в воде, очень быстро выбегали обратно! Большинство, конечно, загорали, устроив себе первый летний пикник. Плюс 23, в город пришло лето! Конечно, всего на несколько дней, но все, кто так долго ждал лето, именно сегодня наконец-то дождались!

Ненадолго мы присели на диванчик с видом на колесо обозрения и небольшой башней, откуда можно было видеть улетающих туристов. Одна пара решилась прыгнуть одновременно, но девушка явно проигрывала в весе молодому человеку и, даже несмотря на сильный толчок от инструктора, догнать его не смогла.

Мы тоже не устояли от пляжного отдыха.

Расстелили на песке покрывало и радостно уселись на нем. Наслаждаясь шумом Северного моря, я уснула довольно быстро. Часа пол удалось все же подремать. А после нужно было обязательно помочить ножки. Вода оказалась необычайно холодной! И как только кто-то может рискнуть искупаться!
Таким был наш первый насыщенный голландский день!

День второй – парк Кекенхоф.

Кёкенхоф – королевский парк цветов в Нидерландах, один из известнейших цветочных парков мира. Расположен между Амстердамом и Гаагой в небольшом городке Лиссе. Билеты в парк покупали накануне через интернет. Из Гааги на электричке мы приехали в город Лейден, а потом постояли в очереди на  854 автобус. И примерно через пол часа нас привезли в Тюльпановый рай.

Пожалуй мир никогда не будет прежним. Глаза разбежались во все стороны почти сразу! Такое разнообразие цветов, сочетаний, просто сказочная красота. Настолько погружаешься в мир тюльпанов, что людей практически не замечаешь.

Каждую весну сотни видов луковичных цветов расцветают именно здесь.

Вскоре мы устроили пикник, спрятавшись в закуточек тени деревьев с видом на поля.

А после продолжили прогулку.

Больше всего времени мы провели у раскатистой яблони обойдя ее со всех сторон и сделав чудесные снимки.

У меня даже закончилось свободное место в фотоаппарате! Срочно пришлось чистить карты памяти, каждый раз оставляя место для самого самого кадра…

Из парка уходили уже в восьмом часу когда солнышко почти село и стало холодно.

Одного дня конечно мало на этот парк, и сказать что мы обошли вес парк я не могу. Сюда хочется возвращаться снова и снова.

Домой вернулись уставшие и довольные.

День третий. Парад цветов “Bloemencorso”.
Ежегодный парад цветов мы отправились смотреть в Sassenheim.
Исторически город славился своей цветочной индустрией. Теперь всё это осталось в прошлом, на территории города остались лишь немногочисленные поля, на которых выращивают цветы.

Праздничная атмосфера скрасила долгое ожидание начала парада.

Парад немного задержался, людей скопилось очень много. Что удивительно, русская речь доносилась с разных сторон…

И вот показалась первая композиция тайская…. фотографировать оказалось не столько просто. Платформы, на которых установлены эти невероятные композиции, каждый раз проезжая мимо зрителей, оттесняли толпу фотографов, почти на езжая на ноги…

Невероятно просто! Как это возможно сотворить!

Так же во время фестиваля, специально обученные люди в цветочных костюмах собирают средства в поддержку следующего фестиваля. Сам фестиваль бесплатный, и любой желающий может приехать, посмотреть. Но видимо совсем без денежных средств реализовать такие идеи невозможно.

В отличие от других городов, где шествие задерживается всего лишь на 15-20 минут, в Sassenheim оно останавливается для перерыва на обед. Поэтому есть время, чтобы все желающие могли подробнее рассмотреть представленные фигуры, потрогать, залезть и сфотографироваться.

Мне больше всего понравилась композиция, представленная от парка Кекенхоф.

Запах невероятный! Очень восторженное впечатление находится рядом с этими фигурами и нюхать этот цветочный аромат!

На обед мы отправились в яхтклуб неподалеку от Сосенхейма, где мы смогли расположиться на травке и скушать свои бутерброды.

А потом поехали в деревушку Kaag, на настоящий остров!

Деревня известна строительством яхт. Здесь нет моста на материк, а только паром.

Весь день, без остановки паром проходит 30 метров в каждую сторону. Стоимость проезда на остров 1 евро для  человека, а обратно бесплатно.

А все благодаря  крупному судостроительному предприятию Feadship, где изготавливают яхты. Мост просто мог бы стать преградой на пути новенькой эксклюзивной яхты.

Здесь нет толп туристов и можно почти в полном одиночестве побродить по острову.

Настоящий сказочный домик!

Как оказалось, лет 200 назад здесь было море. А суша по которой мы гуляем – это намывная территория.

Нам посчастливилось заглянуть на ферму.

Возможно, именно здесь можно попробовать молоко от самой счастливой коровы!

Мы побродили по улочкам и посетили ресторан у воды.

Сделав небольшую паузу, мы отправились в сторону дома.

Как хорошо что за проезд уже “оплачено”!

А по дороге домой остановились в сказочном цветущем поле!

День четвертый (воскресенье). Мельницы.
В Zaanse schans мы отправились на машине и по пути немного заплутали в Zaandam и остановились спросить дорогу. Оказалось, что здесь в пригороде Амстердама есть улица  Пушкина, Чехова…. А еще именно здесь есть домик Петра I, в котором он провел около недели, когда приехал изучать корабельное ремесло.  Он жил в доме плотника инкогнито. Хозяин дома хранил молчание, а вот его жена сдержать тайну не смогла и рассказала соседям, что у них гостит государь Российский. После чего царю пришлось переехать в Амстердам.

И вот мы приехали к мельницам…

Совершенно удивительное место с толпой туристов, жаждущих устроить себе тут прогулку и посетить мельницы. Пожалуй, нигде столько людей во всей Голландии мне больше не встречалось. Но всегда можно найти укромный уголок, для своего кадра.

Мы заглянули в сырную лавку. Напробовались разнообразного сыра!

Больше всего удивили лавандовый своим цветом и интересным вкусом, а еще необычный кокосовый сыр! Был правда еще конопляный сыр, но я не рискнула попробовать.

На пике расцвета промышленных мельниц в районе Заан насчитывалось более 200. Сейчас только несколько мельниц восстановлено.

Мы посетили шатровую пильную мельницу на Кальверрингдийк, открытую в 2007г.

Интересно и  познавательно. За один ход пильной рамки пропиливается около 1 мм!

В хорошую погоду нарезают порядка 20 бревен в день.

Еще немного погуляли и пошли есть.

На обед были рекомендованы голландские блины! Процесс приготовления блинов  такой: на большой сковороде готовится тесто и туда сразу добавляется начинка. Ананасы, сыр, бекон, яблоко, все что пожелаешь. Вкусно и сытно.

И вроде блин как блин, но ведь голландский!

А потом заглянули в магазин кломпов, где тут же демонстрируют процесс изготовления обуви.

Мы даже померили на специальный носок эту обувь. Интересные ощущения, но в целом, вполне можно ходить в такой обуви. Думаю дело привычки. Тем более, что в продаже есть адаптированные под современную моду кломпы: деревянная колодка, резиновая подошва и кожа или замша сверху на выбор.

А далее мы отправились в Харлем – столицу Северной Голландии.

Машина осталась на набережной у моста, а  мы отправились гулять.

В центре города поставили аттракционы, видимо к празднованию Дня Короля. Школьники с задором веселились на них, а мы фотографировали и думали каким маршрутом нам побродить еще.

На одном из перекрестков нам совершенно случайно встретились “старые знакомые” вчерашние цветочные композиции, тоскливо уезжающие с улиц города. Мимо проходила женщина, которая тут же стала отрывать луковицы. Не понятно, насколько так принято, но было видно, что делает она это со знанием дела! Возможно эти луковицы можно еще посадить и вырастить необычные цветы.

А потом в голову пришла мысль почему бы не выпить вина… Бутерброды у нас с собой, пледы есть, машина на набережной. Мы купили вино в первом попавшимся кафе и двинулись к набережной.

На обратном пути нам встретились две мужчин в желтых жилетах, которые раздавали всем проходящим моми людям какие-то свертки. Нам тоже вручили эти “конвертики” оказалось, что внутри поломанные печеньки. Мы решили, что это такая акция: рядом есть пекарня, где делают печенюшки, а не кондицию раздают в кульках всем желающим. В любом случае это стало сладким бонусом.

Мы наслаждались солнышком, чудесным вечером и приятной компанией.

А как только стало холодать, собрались и поехали домой.
И конечно, без остановки в тюльпановых полях не обошлось!

День пятый (понедельник). Утрехт и Гауда.

Утренний подъем в 8:20 и мы уже бежим на центральную станцию в Гааге чтобы отправиться в Утрехт — крупнейший железнодорожный узел Нидерландов. Именно здесь началось объединение нидерландских провинций в единую республику в далеком 1579 году. Мы приехали в город  и пошли гулять к центральной площади. Утрехт был построен вокруг высокой башни кафедрального собора, которая видна практически из его любой точки. У башни думского собора мы нашли чудесное кафе, где остановились на милый завтрак. Ветер был сильный, погода немного изменилась. Но подкрепившись, мы отправились на исследование городских улиц.

Мне очень хотелось прогуляться вдоль двухэтажной набережной. К сожалению, она реставрируется и чуть заросла травой.

Пожалуй в отдельную серию кадров можно выделить изображения на люках.

А еще мы долго ходили по траве и кустам,в поиске нужного кадра…

Пока не оказалось, что мы гуляем по месту выгула собак. О чем нам вежливо сообщила женщина гуляющая с собачкой, которая увидела как смело мы шагаем по траве, не думая ни о чем.

Еще немного побродили вдоль здания университета, консерватории завершив тем самым классический маршрут по городу.

И после легкого шопинга мы отправились в Гауду. Город, который знаменит благодаря своему сыру. Конечно, в этом городе все желающие смогли вдоволь закупиться сыром, после плотной дегустации!

На главной площади расположена Мэрия Гауды (Het Oude Stadhuys Gouda) – одна из самых старых ратуш Нидерландов, построенных в готическом стиле.

В Путеводителях пишут, что сюда стоит приехать хотя бы для того, чтобы увидеть местную ратушу, самую длинную в стране церковь, великолепные дома и замки…Ратуша и в правду впечатляет.

А самая высокая церковь, то и дело норовила попасть в кадр фотоаппарата.

Город запомнился милыми улочками и сказочными отражениями.

А еще в городе есть четыре мельницы. Самой крупной считается De Roode Leeuw. Построена она была начале 18 века и использовалась по назначению вплоть до первой половины 20 века. Местный предприниматель хотел выкупить постройку, однако, городской совет, желая сохранить в городе важную историческую достопримечательность, перехватил инициативу. Силами местных властей постройка была отреставрирована. Здесь даже проводят организованные  экскурсии для групп.

На одном из кораблей нам встретился шоколадный кот, он явно позировал и охранял штурвал.

А рядом расположен завод Croda. Крупнейшая компания по производству сырья для косметической промышленности и бытовой химии.

Каждое утро сотрудников этой компании встречает  скульптура у входа.

Так мы бродили до самого вечера, стараясь проникнуться и впитать как можно больше спокойствия и неторопливости под солнечными лучиками.

День шестой (вторник). Дельфт и Роттердам

Дельфт переводится как искусственно вырытый ров, канал. Это один из первых городов Голландии.  Ранее здесь была резиденция Вильгельма Оранского и первая столица Нидерландов. Принц Оранский был убит здесь в 1584 году и с тех пор традиционно членов королевской семьи хоронят в Новой церкви Делфта.

Мы приехали на поезде в Делфт и направились к центральной площади.

Когда-то основным товарами для торговли были масло, ткани, ковры и пиво, а сейчас вся площадь усыпана кафешками, сувенирами, сырными лавками и конечно же дельфтским фарфором.  Пожалуй, если бы не было ограничения по весу ручной клади, один сервиз я точно вывезла бы.

Рыночная площадь Дельфта со 109-метровой колокольней Новой церкви считается самой красивой в стране. И как же здорово что можно забраться на верх, и насладиться видом на город.

А дальше мы неспешно отправились обратно на ж/д станцию.

Нидерланды обладают одной из самых современных дорожных сетей в мире. Быстро добраться из одного города в другой не составляет труда. Путь в Роттердам из Дельфта занял всего 14 минут.

Как оказалось мы очень торопились в кубический дом, который открыт для посещения только до 17ч.

Это целый ряд домов, построенный по проекту архитектора Пита Блома в 1984 году. Дома сочленены в единое сооружение. Все дома являются жилыми, кроме одного, в который мы так и торопились на просмотр.

А вот и секретный чертеж дома

Дома состоят из трех этажей:Цокольный этаж — вход.На первом этаже гостиная с кухней. На втором этаже две спальни с ванной комнатой. На верхнем этаже иногда разбивают небольшой сад. Стены и окна по отношению к полу наклонены под углом в 54,7 градусов. Общая площадь квартиры составляет около 100 квадратных метров, однако около четверти пространства является непригодным для использования из-за наклонных стен.

Со стороны комплекс напоминает невозможный треугольник, позволяя делать кадры причудливой геометрии.

Пожалуй самый необычный дом в котором мне довелось побывать!

А затем мы отправились к морскому музею, пройдя через рынок, фотографируя причудливые сооружения

От центральной улицы Blaac начинается огромный музей под открытым небом. Заглянуть в старинные посудины не удалось, т.к. корабли были уже закрыты для посещения, но прогулка вдоль набережной очень понравилась.

А далее нашему взору открылся мост Эра́зма — вантовый мост через реку Маас.  Считается одним из символов горда и в народе называется  «Лебедь-мост», благодаря необычной конструкции и асимметричным очертаниям пилона.

Уже будучи голодными мы стремились в Евромачту.  185-метровая башня в Роттердаме, является самым высоким зданием в городе. На высоте 96 метров находится так называемоя — смотровая площадка с рестораном «Воронье гнездо». Вход на башню и в ресторан 10EUR. Стоит отметить, что наличные деньги здесь совсем не принимают, только карты.

Вид на город, конечно,  потрясающий!

Еда в ресторане даже приобретает дополнительный вкус. Мы даже решили рискнуть и  заказали блюда из меню “Сюрприз”. Никто не был разочарован. А для десерта сложно было найти свободное место, но мы справились.

А еще на этой башне есть свое необычное развлечение “Евроскоп”. С высоты 112 метров вверх до высоты 185 метров поднимается панорамная кабина. Помимо прозрачных стен в кабине оборудованы люки в полу. Все посетители сидят спиной к оси башни, которая вращается и через стекло любуются видом на город. Мне было страшно, правда. Второй раз подняться и прокатиться вокруг оси, я так и не решилась.

Когда стемнело, и загорелись огоньки над городом “Лебедь-мост” стал еще более чарующим.

Чудесный вечер и отличный день высотных впечатлений, такими в памяти остались Дельфт и Роттердам.

День шестой. Амстердам.

Пожалуй крупнейшему городу Нидерландов стоило отвезти чуть больше времени чем один день. Но множество достопримечательностей все равно не уложить за один раз в голове.

Исторический центр Амстердама отличается большим количеством хорошо сохранившихся средневековых зданий: церквей, жилых и купеческих домов. Многие постройки  держатся на массивных деревянных сваях, со временем некоторые подгнивают и дома начинают «плясать», удерживаясь от разрушения благодаря поддержке соседних зданий.

После такого количества городов и деревушек, которые мы посетили Амстердам казался таким многолюдным и не уютным. Мне все время хотелось свернуть не безлюдную улочку.

В Городской музей Амстердама мы так и не попали, оказалось что, на сегодня билетов нет и нужно было заранее бронировать….Ну куда же заранее когда мы до ночи провели все время в Роттердаме.

Квартал красных фонарей, пожалуй не запомнился никак и ничем не впечатлил: разные люди там гуляют, сильно пахнет кофешопами и фотографировать нельзя. В общем ничего интересного.

В Амстердаме на каналах много «плавучих домов», здесь очень дорогое жилье.

На шестой день активных прогулок, наступила усталость от пеших передвижений. Как здорово, что здесь легко можно воспользоваться водной прогулкой по каналам. Что мы и сделали на обратном пути к вокзалу. Сменив впечатления на легкий шоппинг, я прикупила несколько наборов тюльпановых луковиц, которые обязательно взойдут на даче к следующему сезону!

День седьмой (четверг). Гаага.
Гаага является третьим по величине городом Нидерландов после Амстердама и Роттердама. Прожив почти неделю в этом городе, мы решили чуть-подробнее познакомиться с ним.

Отправившись первым делом в Королевскую галерею Маурицхёйс.

Картины восхищают. Цветовое решение, тени, притягательность взглядов… Вот как столько веков назад это можно было нарисовать и передать. И еще сохранить для потомков!

Конечно, больше всего я ждала встречи я  с картиной  «Девушка с жемчужной серёжкой», Яна Вермеера.

Мы еще немного погуляли  возле музея.

А затем отправились в Мадюродам – парк миниатюр. И если вдруг объездить всю Голландию за неделю не удалось, то посмотреть “все сразу” можно в этом парке.

Больше всего поразило, что используются настоящие  мелколиственные растения и кустарники. Уходом за макетами занимается штат из 35 человек. Все очень реалистично и крайне интересно: рыбы плавают, пароходы ходят,  мельницы работают!

Перекусив мини блинчиками, конечно, голландскими мы отправились дальше в музей современного искусства.

Муниципальный музей Гааги, где собрано самое большое в мире собрание работ Пита Мондриана.

Работы Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками, которые закрашивались красным, синим и жёлтым. Таким образом, структура картины могла символизировать равновесие сил в гармонии мироздания.

Мое внимание больше было направлено на Дельфтский фарфор.

А после мы немного отдохнули в кафе, рядом с музеем. Усевшись за столиком с глобусом, планируя новые путешествия!

Хотя пожалуй еще не все. Впереди же День Короля!

День финальный. Лейден.

В этот день вся страна – люди, здания и даже деревья становятся оранжевыми. Это национальный праздник! Мы отправились любоваться этим днем в Лейден. Стоит отметить, что в поезд мы едва смогли влезть. Такого количества людей в транспорте, на улицах Голландии я еще не видела. По количеству каналов Лейден – старейших город в Нидерландах уступает только Амстердаму, здесь 28 км «водных дорог».  Поэтому для начала прогулку мы устроили вдоль каналов.

Обязательно заглядывая в уютные дворики.

Так мы и наткнулись на двор, в котором рос Рембрандт. Здесь он родился и провёл первые 25 лет своей жизни.

Удивительная атмосфера в этот день витает в воздухе.  Даже велосипед оказался подготовленным ко Дню Короля!

А еще в этот день любой человек может вынести на улицу то, что завалялось в подвале,  на чердаке, и совершенно легально продать это прохожим.

Рядышком с рынком есть замок-крепость Бюрхт.  Замок стал романтическим напоминанием о многочисленных осадах и героизме жителей Лейдена. Он находится на искусственном насыпном холме, который возвышается над общим ландшафтом на 12 метров. С крепостных стен виден весь город.

Такой оранжевой, веселой и удивительной Голландия осталась в момем сердце навсегда!