Так случилось, что в самом начале 2014г. мне посчастливилось отправиться в Южную Азию. Такую неизвестную, далекую, но, тем не менее, манящую Индию. Я не отношусь к сторонникам различных культур, я просто живу здесь и сейчас и мне важно видеть то, что происходит вокруг. Сейчас спустя более двух лет после путешествия, уже сложно сказать, почему выбор пал именно на эту страну. Но каждого ведут свои дороги. Говорят, Индия испытывает на прочность людей. Что ж возможно, тем более что без приключений не обошлось.

Новогодние праздники в Петербурге случились крайне дождливыми, казалось, что снежная зима никак не хотела приходить в Петербург. Шло 3-е января 2014г, а мы с друзьями тем временем спешили на борт авиалайнера по маршруту Санкт-Петербург – Ташкент.  На регистрацию успели во время, но мест рядом совсем не осталось. Хотя если учесть, что весь отпуск мы проведем вместе, главное что летим в одном самолете. Правда, уже поднимаясь по трапу самолета, друзья обнаружили отсутствие наличных денег, которые второпях остались забытыми дома. Что несколько озадачило, но в целом не сломило позитивного настроя на приключения.

Люблю вечерние рейсы, после 22 часов. Когда налюбовавшись красивым видом ночного Петербурга, можно заслуженно поспать, покачиваясь на облаках. Правда, мне не сразу удалось уснуть в такой непривычной иностранной компании. Хотя через 5 часов полета соседство уже не было столь скованным.

Борт приземлился в столице независимого государства Узбекистан. Подумать только, ранним утром в Ташкенте падал настоящий снег. Пушистый, сияющий снег, которого так не хватало зимними вечерами в новогоднем Петербурге. Нам предстояло провести в этом городе  16 часов. При выходе из аэропорта таксисты радостно и оживленно встречают всех приезжающих. Нас нужно было отвезти в гостиницу, чтобы бы мы немножко могли поспать, а затем обязательно вкусно покушать в узбекском ресторане и, конечно,  посмотреть город. Порядка 50$ стоит подобная услуга от таксиста «повозить по городу», впрочем, цена может меняться в зависимости от запросов клиента. Как оказалось, не каждая гостиница в новом 2014м году успела продлить лицензию на размещение иностранных граждан без регистрации, кем мы и оказались в этом дружественном государстве. Но еще большая сложность возникла при отсутствии документов подтверждающих регистрацию брака у разнополых граждан Российской Федерации, а вследствие чего заселить всех в один номер оказалось невозможным.  Водитель такси  возил нас по разным отелям, пока не договорился с хозяином одного из них принять нас.  Несколько часов сна и мы были готовы завтракать! Вкусно, сытно и даже чувствуешь себя миллионером, когда приносят счет!

Я не была прежде в Узбекистане и в Советском союзе мне довелось жить совсем не много, но именно его я видела на улицах Ташкента. Автомобили, дома, дворы, развешенное на веревках белье. Казалось, что вся городская атмосфера позволяет почувствовать странный запах детства и картины советского кино: где мама из окна кричит: «Домой» и как в старом кино на площадке сидят пенсионеры и играют в шахматы.

Мы посетили самое сердце мусульманского Ташкента – площадь Хаст-Имам, что находится в старом городе. Комплекс возник возле могилы одного из первых имамов города Ташкента, известного ученого и знатока Корана, в чью честь площадь получила свое название.

Тут расположены мечеть Тилла-Шейх, медресе Барак-Хан, построенное еще в 16 веке, исламский институт, где обучаются студенты. Здесь есть богатая библиотека восточных рукописей, где хранится одна из древних копий Корана.

Новое здание мечети Хазрати Имам, состоящее из самой мечети и двух минаретов, было воздвигнуто только в 2007г. Говорят, что из разных стран сюда были завезены экзотические деревья, кустарники и цветы. А весной, летом и осенью по территории всего ансамбля гуляют настоящие аисты.

Нам довелось погулять в этом месте, в безлюдном одиночестве.

Затем поехали на рынок “Чорсу”. Настоящий живой восточный базар. Больше приехали погулять, посмотреть, нежели что-то купить.

Еще немного прогулок по городу, поздний обед и вечерний перелет в Индию.

Я с интересом разглядывала соседей по самолету, их одежду, движения, мимику. Понемногу знакомясь с индийским колоритом. В Дели мы приземлились уже ночью, уставшие и очень мечтавшие поскорее очутиться в кровати. Но видимо не всегда планам суждено осуществиться.

Получив багаж, и покинув здание аэропорта, мы вышли на улицу. Было достаточно прохладно. Захотелось одеть шапку и плотнее застегнуть куртку. Отстояв очередь в киоск городского такси, мы показали распечатку брони отеля и оплатили поездку. Нам пробили два чека, их мы тут же передали их таксисту, который сразу же проводил нас к своей машине. Чек он не вернул, сказав, что тут для нас ничего нет. Таксист оказался достаточно общительным, интересовался нашим маршрутом, первый ли раз мы здесь и чем нас привлекла Индия.  Рассказывал о себе. При этом несколько экстремально вез ценных гостей, постоянно курил, бибикал и смеялся.  А потом попросил нас уточнить адрес нашего отеля, потому как в бронировании почему-то не указан номер блока. А этот номер крайне необходим т.к. некорректно указан адрес, и куда нас доставить он не знает.  Мы попросили его позвонить по указанному в брони телефону и уточнить адрес. После чего таксист сделал звонок, сказал, что все уточнил и знает куда нас везти.  Минут через 15 мы были доставлены… Но зачем-то в какое-то странное туристическое агентство. Мы ничего не понимали. Наши вещи стали выгружать из багажника автомобиля, а мы требовали объяснений, где наш отель. После нас пригласили внутрь здания к директору агентства.  Он поведал, что сейчас в городе проходит праздник бога Шиву, все гостиницы сейчас переполнены и наш отель отказал нам в бронировании. Такая отмена брони часто для них явление. Нам дали местный телефон, набрали номер нашего отеля, где на другом конце провода грубый голос нас уверил, что в отеле мест нет, и на английском сейчас никто с нами общаться не будет. После чего в трубке раздались гудки. Ситуация казалась крайне бредовой. Нам предложили выпить чаю. Директор туристического агентства заботливо открыл сайты бронирования отелей и наглядно показал, что сегодня в Дели остались только самые дорогие отели. Но раз уж мы в Дели, и наверняка мечтали увидеть Тадж-Махал, то прямо сейчас он может организовать для нас экскурсионный тур на три дня «по золотому кольцу». И главное, что стоить он будет столько же, сколько свободный номер в дорогом отеле… Практически потеряв способность здраво мыслить в компании людей желающих нас срочно куда-то отправить мы вышли на улицу обсудить сложившуюся ситуацию.

Два часа ночи. Мы где-то в Дели.  Рядом в  здании горит свет, сидит группа индусов и наш таксист. Пьют чай и пытаются нас убедить в реальности какой-то смутной ситуации.  Вокруг полная темень. Мимо прошмыгнула крыса. Самая настоящая и огромная, размером с кошку. Пробежала и спряталась под лавкой. Куда я хотела присесть еще секунду назад. Было страшно.

Мы стали самостоятельно со своих телефонов дозваниваться до русского представительства букинга. Объяснив ситуацию, что мы не смогли добраться до гостиницы, а в телефонном разговоре сообщили, что мест нет и бросили трубку. Девушка уверила, что сейчас во всем разберется. Минут через 20 она перезвонила и сообщила, что до нашего отеля и правда никак не дозвониться и продиктовала адрес другого отеля, где нас точно встретят и ждут. Мы радостно сообщили, сотрудникам этого «мнимого агентства» что уезжаем и знаем новый адрес. На что, таксист, который привез нас сюда сказал, что у него другой заказ и нас он никуда больше не повезет, вызывайте другое такси. Я не знаю чем могла закончится эта ситуация, но наш друг закинул чемоданы обратно в багажник и сказал, что мы заплатили деньги за трансфер от аэропорта до отеля, так что доставить нас по нужному адресу он обязан. Покатав нас кругами до нужного адреса, таксист привез нас  улицу с нужным названием. Улица больше напоминала узкую дорожку в окрестностях Мэйн Базара, похожую на большой муравейник, который затаился на  ночное время. Несколько фонарей освещали улицу, позволяя разглядеть горы мусора и ни одной вывески подсказывающей, что здесь находится наш отель, нет. Таксист любезно попросил нас  высаживаться посередине улицы т.к. он свой заказ выполнил, а где именно на этой улице расположен этот отель, мы должны искать сами.

И мы, конечно, вышли и пошли искать отель. А друг начал спорить с таксистом. И совершенно правильно, потому как выкидывать из машины наши чемоданы посередине улицы непозволительно и довезти их нужно именно до адреса. Это сопровождалось криками, руганью, и постоянным перекидыванием вещей и хлопаньем задней двери автомобиля. Пока мы не закричали, что нашли отель и наши вещи аккуратно довезли до места. Но тут обнаружилось, что задняя дверь автомобиля теперь отказывается закрываться. А значит, по мнению таксиста, что наша компания сломала ему автомобиль. Буквально через две минуты, вокруг нас собралось уже человек десять индусов, активно что-то кричащих и резко отказывающихся  понимать английский. За углом стояла полицейская машина. Было не понятно, как в таком случае разбираются сотрудники полиции и кого заберут. Проверять не хотелось, и мы сдались. Я вручила таксисту несколько бумажных купюр, почти все, что мы успели поменять в аэропорту. Противоположная сторона осталась недовольна, он явно хотел получить еще больше. Но крики стихли. Все участники разошлись по своим сторонам.

Наш номер оказался крайне компактным. Спальные места расположены друг над другом, крайне узкий проход. Единственное окно в душевой выходило на соседнюю стену. Мысли были только одни, наконец-то поспать.

Проснулись мы только в три часа дня. Быстро осознав, что скоро стемнеет, собрались и отправились на прогулку. Днем улица заполнилась людьми, продуктами, товарами, шумными возгласами и бранью. Настоящий живой рынок. Мы попытались поймать моторикшу, чтобы успеть как можно больше, увидеть, пока не стемнело, но каждый раз останавливаясь, водитель заламывал стоимость проезда в два раза дороже. Конечно, джинсы, цветная футболка и фотоаппарат на шее выдавал туристов, но платить заведомо завышенный прайс никто не хотел. Наконец, сторговавшись, довольные, мы сели в моторишку.

Я с удовольствием начала фотографировать по сторонам, даже не обращая внимания на дорогу. Повозив кругами, нас высадили у очередного туристического агентства и сказали, что здесь нас отвезут туда, куда мы захотим. Как же здорово налажен бизнес!

Мы встали, развернулись и пошли гулять пешком по улицам Дели. Плохо понимая, куда нас успели завезти. Пытались самостоятельно разобраться с бумажной картой. При этом большинство людей на  улице предлагали помощь, любое свое участие в наших планах и даже старались следовать нашим маршрутом.  Это несколько сковывало и напрягало. Но тем не менее я с удовольствием фотографировала.

Гуляли мы пару часов пока совсем не стемнело. Осознав, что туристы здесь уже не ходят, стало совсем не по себе. А еще друзья вспомнили, что наличных денег нет и надо срочно найти банкомат.  Пока они делали это, я с ужасом смотрела по сторонам, пытаясь убедить себя, что никто за нами не наблюдает и не собирается грабить. Но нас пока деликатно зазывали во всевозможные лавки.

Очень хотелось кушать. И оставив сувенирную часть на другой раз, мы пришли в ресторан. Где в тишине и спокойствии удалось покушать. А так же, благодаря официантам разобраться, где мы находимся и как добраться до нашего отеля.

В номере у нас даже был телевизор. За вечерними сборами можно было посмотреть индийское кино и рекламу. Что удивительно, постоянное рекламировали отбеливающий крем, который позволяет коже стать светлой и красивой. Подумать только, на другой части планеты большинство людей только и хотят затемнить свою белую кожу. Ощутив невероятную гордость за свой мраморный петербургский загар, я наконец-то уснула.

В тот день мы проснулись рано, еще не было пяти часов утра, только для того чтобы воочию увидеть архитектурную жемчужину Индии  – Тадж-Маха́л. Около четырех часов заняла дорога на такси, конечно с остановками на перекус. На входе у касс очень много людей. Толпятся не только иностранные туристы, но и индусы. Причем стоимость для них существенно отличается в меньшую сторону. Входной билет обошелся нам в 750 рупий на каждого, сюда включена так же бутылка воды.

Сделав несколько снимков двора, и пройдя через ворота в парковый комплекс, нашему взгляду открылся  величественный Тадж-Махал. Поражающий воображение, и как будто, растворяющийся в окутавшей его дымке.

Говорят, что при ярком дневном свете мрамор выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым. Прямо перед зданием расположен длинный мраморный бассейн, где отражается все окружение. Конечно, большинство туристов фотографируются у главных ворот, в том месте, где и случается первое очарование архитектурного ансамбля. Здание абсолютно симметрично. Все фасады повторяют друг друга. Стены здания выполнены из белого мрамора и инкрустированы различными полудрагоценными и драгоценными камнями.

Вблизи этот мавзолей, с пятью куполами с четырьмя минаретами по углам, поражает величиной здания. Гигантская усыпальница достигает в высоту более 70м. После того как удастся отстоять в очереди туристам открывается возможность попасть внутрь и увидеть воочию саркофаги царицы Мумтаз-Махал и императора Шах-Джахана. Конечно они ложные, и сами захоронения находятся ниже под землей, строго под гробницами.

Это память о возлюбленной, и история любви воплощенная в образе прекрасного сооружения, покоряющая своей одухотворённой красотой.

Слева и справа от мавзолея расположены две изящные мечети, выполненные из красного песчаника.

Пожалуй, это было единственное место в мире, где мой внешний вид или бледность кожи вызывали удивление. Было очень необычно, когда индусы подходили ко мне с просьбой сфотографироваться.

Мы погуляли еще немного у Красного форта в Агре и подкрепились в ресторане.

Постепенно темнело, и чувствовалась легкая усталость. Хотелось скорее в кроватку и мы отправились в обратный путь.  Через час пути, когда окончательно стемнело, активное движение на шоссе превратилось в огромную пробку. Наш таксист принял самостоятельное решение, что пора выезжать на встречную обочину. Так мы проехали еще минут 20, пока окончательно не встали. Оказалось, что на этом участке дороги случилась страшная авария. Погибли люди. На место происшествия прибыли родственники пострадавших. Они в необычайной ярости останавливали машины, заглядывали в окна, пытаясь найти виновников или очевидцев. Мы стояли минут пятнадцать, в темноте. Вокруг толпа индусов, с палками или битами. И мы, несколько русских туристов ничего не понимающих в происходящем, и плохо осознающих как мы можем повлиять на ситуацию. Было страшно. Наш водитель что-то сказал одному индусу и нам дали возможность проехать чуть вперед, чтобы затем развернуться и уехать куда-то в поля… Водитель сказал, что эти разборки на шоссе только начинаются, и только так мы успеем к ночи вернуться в Дели. Около часа мы ехали по проселочной дороге в темноте. Затем часа пол стояли на железнодорожном переезде и любовались звездами. К полуночи мы все же были доставлены в целости и невредимости в отель.

Это было мое первое знакомство с Индией. Таким нас встретил Дели. А уже утром 7го января борт авиакомпании IndoGO доставил нас в штат ГОА.

Приключения остались позади и впереди только море, солнце и бесконечно красивые закаты.

Три дня мы жили в центре Калангута в квартире. Очень комфортное жилье и удобное местоположение. Пожалуй, это самый центр сосредоточения туристов в Северном Гоа. Первый поход на пляж был шоком. Огромное количество индусов на протяженности всей береговой линии. Разглядеть европейских туристов было почти невозможным. Я даже не сразу осмелилась оказаться в море.

Солнце садиться около шести часов вечера и жизнь с пляжа перемещается на улицы, рестораны, кафе, магазинчики, лавочки, рынки и гостевые дома. Проблемы, где поужинать или что-то купить, здесь нет. Можно легко найти, где вкусно покушать индийской или европейской еды, чем мы и занялись вечером. А следующие дни провели в поездках на разные пляжи.

Арамболь – самый северный пляж. Здесь можно арендовать жилье у самого моря, почти на камнях. По пляжу ходят индуски и предлагают различные свои услуги, маникюр, массаж, украшения, сувениры. Все что душе угодно, главное хоть что-нибудь продать. Сюда приезжают музыканты, фотографы, йоги, фаерщики и другие интересные люди. Вечером на закате здесь играют на барабанах, танцуют и провожают солнце в море. Здесь так же много кафе и ресторанчиков прямо на берегу, откуда можно насладиться прекрасным видом. А днем в самое пекло можно пройтись по главной улице, где продают одежду, украшения, сувениры, музыкальные инструменты и прочие яркие вещи. Конечно, главное торговаться.

Ашвем, оказался одним из самых малолюдных пляжей. Здесь можно насладиться ровным мелким песком, отсутствием скал и чистым морем. Пляж полностью общественный и на его территории отсутствуют частные владения. Здесь можно раствориться с природой и ощутить легкий ветер с океана.

Морджим бич. Самый русский пляж. Здесь чище и ухоженнее, и более адаптировано все для русского туриста. Даже в магазинах можно встретить русскую еду. В ресторанах на пляже обязательно меню на русском, еда не острая. Вывески на правильном русском, понимающий персонал. При этом все тот же светлый песочек и широкая береговая линия около трех километров. На южной стороне пляжа река Чапора.  Мы решили остановить свой выбор для дальнейшего проживания именно здесь и сняли в аренду небольшую, но ухоженную виллу.

В один из дней мы отправились на Водопад Дудхсагар (Dudhsagar falls). Он находится в городе Колем, в природном заповеднике Бхагван Махавире. Попасть туда можно несколькими способами. Очень хотелось прокатиться на поезде сквозь водопад. Но никак не удалось состыковать в интернете расписание автобусов и поездов. В итоге мы воспользовались услугами такси. Выезд был ранним утром. Дорога долгая и утомительная. В поселке Колем все желающие попасть на водопад пересаживаются в другой автотранспорт. Дорога по территории заповедника под силу только джипу. Обязательно по пути попадутся торговцы с пакетиками еды. Бананы и помидорки предлагают купить в несколько раз дороже, чем на рынке. Но зато есть возможность накормить голодных обезьянок.  В джип набралось 8 человек. Ехать несколько километров. Трясло почти на каждой кочке. Сложно было фотографировать, я больше опасалась как бы не разбить технику.

Несколько раз мы вброд пересекли реку. А на контрольно-пропускном пункте для въезда на территорию заповедника останавливают джип. И у всех у кого есть фотоаппараты, требуют  внести дополнительную плату за фотосъемку.  Вплоть до того что просят предъявить в открытом виде все сумки. Достаточно странно, легальны ли такие поборы. Затем, проехав еще немного по территории заповедника, джип приходится оставить на парковке и отправиться на пешую прогулку.

Где можно встретить милых перекормленных обезьянок и попробовать всучить им купленный на въезде банан.

А дальше открывается чудесный вид. Водопад поражает невероятной протяженностью, высота его около трехсот метров.

А у подножия образуется озеро, где вместе с туристами плавают карпы. Рыбалка в озере запрещена.

К сожалению, на прогулку отводится не так много времени, поэтому насладиться купанием в озере я не успела. Зато вдоволь успела нагуляться. Слышала, что вода очень бодрящая.

Обратная дорога и правда кажется совсем утомительной и долгой. Поэтому решили на обратном пути заехать к слонам,  принять душ. Процедура интересная, но представлялась несколько иначе. Я думала, будет обязательно река, куда мы со слоном зайдем и он будет набирать воду в хобот и поливать ей. На деле реки не было, был только небольшой бассейн.

Погуляли в столице штата города Панаджи.

Разумеется для Гоа нескольких недель жизни очень мало, в это место стоит приезжать как минимум на три месяца, чтобы почувствовать вкус настоящей яркой и сладкой жизни.

Обратный маршрут в Россию сулил всего несколько часов стыковки  в аэропорту Дели.  Честно сказать бродить по городу и не хотелось, уж очень неоднозначно нас встретил этот город. И после кружки кофе в аэропорту boeing 767 принял нас на борт.

Спустя  три часа мы снова оказались в Узбекистане.

Пока мы были в отпуске знакомые узнали, что мы будем проездом в Ташкенте и дали контакты своих родственников. Прилет был так же ранним утром. Отец многодетного семейства встретил нас в аэропорту и радушно отвез в свой дом. Где его жена в одной из комнат уже постелила спальные места, что бы мы могли отдохнуть с дороги. А так же любезно приготовила нам угощения.

После пробуждения нас ждал настоящий домашний обед. Такого плова я и правда не пробовала в своей жизни. Хозяйка дома с радостью поделилась секретами узбекской кухни. Я для себя заново открыла вкус халвы. Белой халвы, которая в один миг растворяется на языке, оставляя приятное сладкое послевкусие. Нас встречали по истине как самых дорогих гостей из Петербурга, рассказывали о своей жизни, фотографировали и обещали отправить фото всем родственникам, иначе никто не поверит, что мы остановились у гостях у этой прекрасной семьи. Жаль у нас не сохранилось ни одной фотографии этой гостеприимной семьи и их доброго дома.

Вид из окна.

Мы немного погуляли по городу, побывали в метро и заехали на рынок, что бы привезти домой вкусную дыню.

Стоит отметить, что если на рынке торгуется узбек, то цена для туриста станет совершенной другой. Мы были несказанно благодарны теплому приему, и тому времени что нам довелось провести в Ташкенте.

Взлетая над городом всегда осмысливаешь что здесь с тобой произошло. Возможно дороги сойдутся тут и не раз. Но все же у любого путешествия есть финишная прямая, которая, несомненно, ведет к дому. И это совсем не конец, а только начало новых путешествий.